№ п/п |
Показатели |
II квалификационная категория |
1 |
Руководство основными законодательными и
нормативными документами по вопросам образования и защиты прав
ребенка |
1.1 |
Учитель не имеет нормативных документов |
1.2 |
Учитель имеет нормативные документы, но
использует их положения частично |
1.3 |
Учитель имеет нормативные документы и полностью
использует положения одного документа, а остальные — частично |
1.4 |
Учитель имеет нормативные документы и системно
использует их в работе |
2 |
Представление о содержании и структуре Базисного
учебного плана |
2.1 |
Учитель не знаком с Базисным учебным планом |
2.2 |
Учитель имеет представление о структуре Базисного
учебного плана |
2.3 |
Учитель имеет представление о содержании и
структуре Базисного учебного плана |
2.4 |
Учитель имеет представление о содержании,
структуре Базисного учебного плана, месте предмета «Информатика»
в нем |
3 |
Использование положений современной теории
воспитания и методики преподавания информатики |
3.1 |
Учитель не знает традиционных теорий воспитания и
методик обучения информатике |
3.2 |
Учитель имеет представление об одной теории
воспитания и одной методике обучения информатике; |
3.3 |
Учитель имеет полное представление о двух теориях
воспитания и одной методике обучения информатике |
3.4 |
Учитель имеет системное представление о теориях
воспитания и современных методиках обучения информатике |
4 |
Знание современных концепций
компьютерного
образования школьников |
4.1 |
Учитель не знает ни одной концепции компьютерного
образования школьников |
4.2 |
Учитель знает одну концепцию компьютерного
образования школьников |
4.3 |
Учитель знает две концепции компьютерного
образования школьников |
4.4 |
Учитель знает более двух концепций компьютерного
образования школьников |
5 |
Использование понятийного аппарата и терминологии
предмета |
5.1 |
Учитель не владеет знаниями, составляющими основу
курса «Информатика», не может назвать основные классификационные
группы понятийного аппарата курса |
5.2 |
Учитель владеет знаниями, составляющими основу
курса «Информатика», может назвать некоторые основные
классификационные группы понятийного аппарата курса |
5.3 |
Учитель владеет знаниями, составляющими основу
курса «Информатика», может назвать большинство основных
классификационных групп понятийного аппарата курса |
5.4 |
Учитель владеет знаниями, составляющими основу
курса «Информатика», и может назвать все классификационные
группы понятийного аппарата курса |
6 |
Реализация содержания курса «Информатика» |
6.1 |
Учитель работает не по программе |
6.2 |
Учитель реализует 60 % программы |
6.3 |
Учитель реализует 80 % программы |
6.4 |
Учитель реализует 100 % программы |
7 |
Различение целей и задач компьютерного обучения с
выявлением их контекстных отличий в программах курсов
«Информатика» |
7.1 |
Учитель не различает целей, задач курса и не
видит их контекстных отличий |
7.2 |
Учитель различает цели, задачи курса, но не видит
их контекстных отличий |
7.3 |
Учитель различает цели, задачи курса и видит их
отдельные контекстные отличия |
7.4 |
Учитель различает цели, задачи курса и видит все
их контекстные отличия |
8 |
Владение различными видами планирования процесса
обучения информатике |
8.1 |
Учитель не владеет умениями
календарно-тематического и поурочного планирования |
8.2 |
Учитель осуществляет календарно-тематическое и
поурочное планирование, реализуя на 50 % цели и задачи курса
информатики |
8.3 |
Учитель осуществляет календарно-тематическое и
поурочное планирование, реализуя на 80 % цели и задачи курса
информатики |
8.4 |
Учитель осуществляет календарно-тематическое и
поурочное планирование, реализуя на 100 % цели и задачи курса
информатики |
9 |
Моделирование структуры различных типов уроков
информатики |
9.1 |
Учитель не владеет умением моделирования уроков |
9.2 |
Учитель моделирует структуры некоторых типов
уроков объяснительно-иллюстративного обучения информатике |
9.3 |
Учитель моделирует структуры всех типов уроков
объяснительно-иллюстративного обучения информатике |
9.4 |
Учитель моделирует структуры всех типов уроков
объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения информатике |
10 |
Методы обучения информатике |
10.1 |
Учитель не знает методов обучения информатике |
10.2 |
Учитель знает некоторые методы
объяснительно-иллюстративного обучения |
10.3 |
Учитель знает все методы
объяснительно-иллюстративного обучения |
10.4 |
Учитель знает все методы
объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения |
11 |
Реализация методов обучения информатике на
практике |
11.1 |
Учитель владеет некоторыми методами
объяснительно-иллюстративного обучения |
11.2 |
Учитель владеет всеми методами
объяснительно-иллюстративного обучения |
11,3 |
Учитель владеет методами
объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения |
11.4 |
Учитель владеет методами
объяснительно-иллюстративного, развивающего и проблемного
обучения |
12 |
Использование средств обучения информатике |
12.1 |
Учитель не использует наглядные средства обучения
информатике |
12.2 |
Учитель использует только учебные таблицы и
плакаты по информатике |
12.3 |
Учитель использует учебные таблицы и модели на
уроках информатики |
12.4 |
Учитель использует весь арсенал средств обучения
информатике |
13 |
Разнообразие форм организации учебной
деятельности |
13.1 |
Учитель использует только традиционную форму
урока |
13.2 |
Учитель использует традиционную форму урока и еще
одну из форм (урок-диспут, урок-викторина, проблемный урок и т.
д.) |
13.3 |
Учитель использует традиционную форму урока и еще
две формы урока |
13.4 |
Учитель использует традиционную форму урока и еще
три формы урока |
14 |
Использование различных подходов к проведению
работы на компьютере |
14.1 |
Учитель не владеет методикой проведения уроков
работы на компьютере |
14.2 |
Учитель владеет только методикой проведения
уроков выполнения контрольных работ на компьютере |
14.3 |
Учитель частично владеет методикой проведения
уроков выполнения работ на компьютере контролирующего и
обучающе-контролирующего типов |
14.4 |
Учитель владеет методикой проведения уроков
выполнения работ на компьютере контролирующего и
обучающе-контролирующего типов |
15 |
Использование различных видов и форм оценки
знаний и умений работы на компьютере |
15.1 |
Учитель использует в работе только периодический
контроль за выполнением работ на компьютере |
15.2 |
Учитель бессистемно использует в работе текущий
контроль знаний, осуществляемый в процессе устного опроса, и
периодический контроль за выполнением работ на компьютере |
15.3 |
Учитель систематически использует в работе
текущий контроль знаний, осуществляемый в процессе устного
опроса, и периодический контроль за выполнением работ на
компьютере |
15.4 |
Учитель систематически использует в работе
текущий контроль знаний, осуществляемый в процессе устного
опроса, периодический контроль за выполнением работ на
компьютере и итоговый контроль знаний в конце обучения |
16 |
Применение в работе личностно ориентированного
подхода
к учащимся |
16.1 |
У
учителя отсутствует личностно ориентированный подход к учащимся |
16.2 |
Учитель использует в работе некоторые отдельные
положения личностно ориентированного подхода к учащимся |
16.3 |
Учитель в большей мере реализует личностно
ориентированный подход к учащимся |
16.4 |
Учитель системно реализуется личностно
ориентированный подход к учащимся |
17 |
Использование оборудования кабинета информатики |
17.1 |
Учитель не имеет необходимого оборудования |
17.2 |
Учитель имеет только морально устаревшие модели
компьютеров |
17.3 |
Кабинет не полностью укомплектован необходимым
учебным оборудованием |
17.4 |
Кабинет полностью укомплектован необходимым
учебным оборудованием |
18 |
Организация внеклассной работы по информатике |
18.1 |
Учитель не ведет внеклассную работу по
информатике |
18.2 |
Учитель проводит отдельные внеклассные
мероприятия в течение года или ведет кружковую работу |
18.3 |
Учитель ведет кружковую работу и проводит
отдельные внеклассные мероприятия в течение года |
18.4 |
Учитель систематически проводит кружковую работу
и другие внеклассные мероприятия |
19 |
Учет возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся |
19.1 |
Учитель не учитывает возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся |
19.2 |
Учитель учитывает возрастные, но не учитывает
индивидуальные особенности учащихся |
19.3 |
Учитель частично учитывает возрастные особенности
и осуществляет индивидуальный подход |
19.4 |
Учитель учитывает возрастные и индивидуальные
особенности учащихся |
20 |
Освоение техники общения |
20.1 |
Учитель не владеет техникой общения |
20.2 |
Учитель частично владеет техникой общения |
20.3 |
Учитель достаточно полно владеет техникой общения |
20.4 |
Учитель в совершенстве владеет техникой общения |
21 |
Использование в работе психолого-педагогической,
методической и специальной литературы |
21.1 |
Учитель не использует в работе современную
психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу |
21.2 |
Учитель частично использует в работе
психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу
какого-либо одного направления |
21.3 |
Учитель полно использует в работе
психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу
какого-либо одного направления |
21.4 |
Учитель системно использует в работе
психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу
различных направлений |
22 |
Выполнение учителем своих функциональных
обязанностей |
22.1 |
Учитель не выполняет своих функциональных
обязанностей |
22.2 |
Учитель выполняет свои функциональные обязанности
на 60 % |
22.3 |
Учитель выполняет свои функциональные обязанности
на 80 % |
22.4 |
Учитель выполняет свои функциональные обязанности
на 100 % |
I квалификационная категория
Для аттестуемых на первую квалификационную категорию, кроме
показателей продуктивности, указанных в пп. 1-22,
предусматриваются следующие: |
23 |
Владение теоретическими основами предмета
«Информатика» |
23.1 |
Учитель не владеет понятийным аппаратом предмета,
методами и способами отображения информации |
23.2 |
Учитель владеет понятийным аппаратом предмета,
методами и способами отображения информации на 60 % |
23.3 |
Учитель владеет понятийным аппаратом предмета,
методами и способами отображения информации на 80 % |
23.4 |
Учитель владеет понятийным аппаратом предмета,
методами и способами отображения информации на 100 % |
24 |
Применение современных подходов к организации
учебно-образовательного процесса |
24.1 |
Учитель не применяет современные подходы к
организации учебно-образовательного процесса |
24.2 |
Учитель применяет отдельные современные подходы к
организации учебно-образовательного процесса |
24.3 |
Учитель применяет многие современные подходы к
организации учебно-образовательного процесса |
24.4 |
Учитель системно применяет современные подходы к
организации учебно-образовательного процесса |
25 |
Применение современных средств обучения на уроках
информатики |
25.1 |
Учитель не применяет современные средства
обучения |
25.2 |
Учитель применяет отдельные современные средства
обучения |
25.3 |
Учитель применяет большинство современных
средств обучения |
25.4 |
Учитель комплексно применяет современные средства
обучения |
26 |
Использование принципов адаптивной
образовательной системы на уроках информатики |
26.1 |
Учитель не использует принципы адаптивной
образовательной системы |
26.2 |
Учитель использует принципы адаптивной
образовательной системы на 60% |
26.3 |
Учитель использует принципы адаптивной
образовательной системы на 80% |
26.4 |
Учитель использует принципы адаптивной
образовательной системы на 100 % |
27 |
Диагностирование и мониторинг уровня
сформиро-ванности знаний и умений работы на компьютере |
27.1 |
Учитель не владеет диагностикой и мониторингом
уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере |
27.2 |
Учитель владеет диагностикой и мониторингом
уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере на
60 % |
27.3 |
Учитель владеет диагностикой и мониторингом
уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере на
80 % |
27.4 |
Учитель владеет диагностикой и мониторингом
уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере на
100 % |
28 |
Представление об основных компонентах содержания
Базового компьютерного образования школьников |
28.1 |
Учитель не имеет представлений об основных
компонентах содержания Базового компьютерного образования
школьников |
28.2 |
Учитель имеет представление об основных
компонентах содержания Базового компьютерного образования
школьников на 60 % |
28.3 |
Учитель имеет представление об основных
компонентах содержания Базового компьютерного образования
школьников на 80 % |
28.4 |
Учитель имеет представление об основных
компонентах содержания Базового компьютерного образования
школьников на 100 % |
Высшая квалификационная категория
Для аттестуемых на высшую квалификационную категорию, кроме
показателей продуктивности, указанных в пп. 1-28,
предусматриваются следующие: |
29 |
Представление об основных направлениях развития
психолого-педагогической и методической наук |
29.1 |
Учитель не имеет представления об основных
тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук |
29.2 |
Учитель имеет некоторое представление об основных
тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук |
29.3 |
Учитель имеет полное представление об основных
тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук |
29.4 |
Учитель имеет системное представление об основных
тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук |
30 |
Знакомство с новейшими достижениями в
преподаваемой области знаний |
30.1 |
Учитель не знаком с новейшими достижениями |
30.2 |
Учитель знает отдельные новейшие достижения |
30.3 |
Учитель знает основные новейшие достижения |
30.4 |
Учитель имеет системное представление о новейших
достижениях |
31 |
Моделирование педагогического процесса как
целостного процесса |
31.1 |
Учитель не владеет моделированием педагогического
процесса как целостного процесса |
31.2 |
Учитель моделирует отдельные части
педагогического процесса как целостного процесса |
31.3 |
Учитель моделирует основные части педагогического
процесса как целостного процесса |
31.4 |
Учитель системно моделирует все части
педагогического процесса как целостного процесса |
32 |
Представление о сущности современных
образовательных технологий |
32.1 |
Учитель не имеет представления о сущности
современных образовательных технологий |
32.2 |
Учитель имеет представление о сущности одной из
современных образовательных технологий |
32.3 |
Учитель имеет представление о сущности двух
современных образовательных технологий |
32.4 |
Учитель имеет системное представление о сущности
многих современных образовательных технологий |
33 |
Знакомство с мировым, отечественным, региональным
педагогическим опытом преподавания информатики |
33.1 |
Учитель не знаком с мировым, отечественным,
региональным педагогическим опытом |
33.2 |
Учитель знаком с мировым, отечественным,
региональным педагогическим опытом частично |
33.3 |
Учитель знаком с мировым, отечественным,
региональным педагогическим опытом в полной мере |
33.4 |
Учитель имеет системное знание о мировом,
отечественном, региональном педагогическом опыте |
34 |
Осуществление межпредметных и внутрипредметных
связей на уроках информатики |
34.1 |
Учитель не осуществляет межпредметные и
внутрипредметные связи на уроках информатики |
34.2 |
Учитель осуществляет межпредметные и
«внутрипредметные связи информатики с одним из предметов
школьного учебного плана |
34.3 |
Учитель осуществляет межпредметные и
внутрипредметные связи информатики с двумя-тремя предметами
школьного учебного плана |
34.4 |
Учитель осуществляет межпредметные и
внутрипредметные связи информатики с четырьмя-пятью предметами
школьного учебного плана |
35 |
Ознакомление со школьными учебниками
«Информатика» |
35.1 |
Учитель знаком с содержанием и концепцией только
одного школьного учебника |
35.2 |
Учитель знаком с содержанием и концепцией двух
школьных учебников |
35.3 |
Учитель знаком с содержанием и концепцией трех
школьных учебников |
35.4 |
Учитель знаком с содержанием и концепцией более
трех существующих школьных учебников |